Перейти на старую версию сайта
ПРОВЕРКИ

Роспотребнадзор

ПАМЯТКА

для субъектов малого и среднего предпринимательства на тему:

 

«Проведение проверки по соблюдению санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей»

 

 

  1. Общие положения
  2. Плановые проверки
  3. Внеплановые проверки
  4. Документарные проверки
  5. Выездные проверки
  6. Перечень нормативно-правовых актов в сфере защиты прав потребителей

 

Общие положения

Предпринимательская деятельность подлежит контролю со стороны органов Роспотребнадзора в части соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей. Цель проверки – выяснить, насколько деятельность предпринимателя соответствует требованиям законодательства. В случае выявления нарушений обязательных требований орган Роспотребнадзора обязан обеспечить пресечение и предупреждение фактов нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности.

 

Основным нормативным актом, определяющим порядок организации и проведения проверок должностными лицами Роспотребнадзора, а также права и обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), является Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон).

 

Положения настоящего Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются: при расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, причин возникновения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу; при расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий; при проведении административного расследования.

 

В настоящее время действует уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

Цель уведомления – сообщить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и ее соответствии обязательным требованиям.

Порядок уведомления установлен постановлением Правительства РФ № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности», которым утверждены:

  1. Перечень работ и услуг;
  2. Форма уведомления;
  3. Правила представления уведомлений.

Уведомление направляется заявителем в Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области по адресу: 650992, г. Кемерово, пр. Кузнецкий, д. 24, либо представляется непосредственно в Управление на бумажном носителе в двух экземплярах .

Уведомление представляется после государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг.

Сведения о зарегистрированных уведомлениях размещаются в реестре уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности на официальном сайте Роспотребнадзора в сети Интернет в течение 10 дней со дня регистрации уведомлений.

При заполнении уведомлений их обязательными реквизитами являются:

  1. дата заполнения уведомления;
  2. наименование федерального органа исполнительной власти (его территориальный орган), в который представляется уведомление;
  3. полное и сокращенное, фирменное, наименование организации юридического лица, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя;
  4. почтовый адрес места нахождения юридического лица (индивидуального предпринимателя), место нахождения фактического осуществления деятельности;
  5. вид (виды) деятельности по перечню работ и услуг, о начале осуществления которых юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) представляется уведомление;
  6. дата начала фактического осуществления предпринимательской деятельности;
  7. наименование должности руководителя юридического лица;
  8. подпись руководителя юридического лица, либо лица, представляющего интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  9. инициалы, фамилия руководителя юридического лица, лица, представляющего интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя.

 

 

Обязательная регистрация уведомлений

В соответствии с Федеральным Законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) обязаны сообщить в письменной форме в управление Роспотребнадзора в Кемеровской области сведения о следующих изменениях:

-      изменение места нахождения юридического лица и (или) места фактического осуществления деятельности;-      изменение места жительства индивидуального предпринимателя;-      реорганизация юридического лица;-      внесение дополнительных видов предпринимательской деятельности в выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Сведения об указанных изменениях представляются в Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области в течение 10 дней со дня внесения соответствующих изменений.

 

 

Дополнительная информация

Информацию о зарегистрированных Управлением Роспотребнадзора по Кемеровской области уведомлениях размещена в сети интернет по ссылке: (http://notice.crc.ru/42).

Шаблон уведомления для заявителей размещен по адресу: http://www.egov.rospotrebnadzor.ru.

Для проверки правильности заполнения уведомления необходимо заполнить шаблон уведомления, после чего уведомление автоматически направляется в Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области.

Образец заполненного в соответствии с требованиями законодательства уведомления размещен на сайте Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области: http://42.rospotrebnadzor.ru/300.

Информацию о кодах ОКВЭД (ОКУН) можно посмотреть на сайте Управления: http://42.rospotrebnadzor.ru/300.

Также предоставить уведомление можно в электронном виде через портал государственных и муниципальных услуг по адресу: www.gosuslugi.ru.

 

За непредоставление уведомления либо предоставление уведомления, содержащего недостоверные сведения, предусмотрена административная ответственность в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ (ч.ч. 1, 2 ст. 19.7.5-1) непредставление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности в случае, если представление такого уведомления является обязательным, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Представление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности, содержащего недостоверные сведения, в случае, если представление такого уведомления является обязательным, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

 

 

В соответствии с положениями ст. ст. 9 и 10 Федерального закона № 294-ФЗ проверки подразделяются на плановые и внеплановые.

Плановая проверка проводится не чаще чем один раз в три года в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя на основании ежегодного плана проведения плановых проверок, сформированного Генеральной прокуратурой.

При наличии оснований, предусмотренных частью 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ, в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя может быть проведена внеплановая проверка.

Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарной и (или) выездной проверки.

Документарная проверка проводится по месту нахождения проверяющего органа. Выездная проверка проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

 

Плановые проверки

Предмет плановой проверки:

  • соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  • соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

 

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

  1. государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  2. окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  3. начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением.

 

Плановые проверки проводятся на основании планов, ежегодно разрабатываемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля, которые направляются в Генеральную прокуратуру РФ для обобщения. В срок до 31 декабря года, предшествующего году проведения проверок, Генеральная прокуратура РФ на своем официальном сайте: http://genproc.gov.ru/ публикует сводный план проверок на год. Также сводный план проверок размещается на официальном сайте Роспотребнадзора (www.rospotrebnadzor.ru) и его территориальных органов.

 

Сроки уведомления о проведении плановой проверки: контролирующие органы уведомляют юридических лиц или предпринимателей о проведении плановой проверки в течение 3 рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя или заместителя руководителя проверяющего органа заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Сроки проведения проверки: срок проведения документарной или выездной плановой проверки не может превышать двадцать рабочих дней, в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем контролирующего органа, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на 15 часов.

 

Обращаем Ваше внимание:

Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок. Данный журнал должен быть прошит, пронумерован и заверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя.

 

 

Внеплановые проверки

Предмет внеплановой проверки:

  1. соблюдение обязательных требований в процессе осуществления деятельности,
  2. выполнение предписаний контролирующих органов,
  3. проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

 

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

  1. истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

 

  1. поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

 

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

  1. приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
  2. требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

 

Сроки уведомления: о проведении внеплановой выездной проверки предприниматели уведомляются не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Уведомление о проведении проверки не требуется, если в результате деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя

- возникла угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- причинен вред жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- нарушены права потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены)

 

Обращаем Ваше внимание:

Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по основаниям причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда проводится контролирующими органами после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

 

 

 

Документарные проверки

Предмет документарной проверки:

  • сведения, содержащиеся в документах предпринимателя, устанавливающих его организационно-правовую форму, права и обязанности,
  • документы, используемые при осуществлении его деятельности и связанные с исполнением им обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений контролирующих органов.

 

Обращаем Ваше внимание:

  • Если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении контролирующего органа, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение предпринимателем обязательных требований, в адрес предпринимателя направляется мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы.
  • К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа о проведении документарной проверки. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязан в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса направить в контролирующий орган указанные в запросе документы. Документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью.

Нарушение данного требования является основанием для привлечения виновных к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей).

 

  • При проведении документарной проверки контролирующий орган не вправе требовать у юридического лица или индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

 

  • В случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений контролирующий орган установит признаки нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица контролирующего органа вправе провести выездную проверку.

 

 

Выездные проверки

Предмет выездной проверки:

  • содержащиеся в документах предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемые работы, предоставляемые услуги)
  • принимаемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем меры по исполнению обязательных требований.

 

Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами Управления Роспотребнадзора, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением (приказом) о проведении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку должностных лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

 

Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны:

1) предоставить должностным лицам, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки;

2) обеспечивают доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в здания, строения, сооружения, помещения, к оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.

 

Этапы проверки

 

1) Организация проверки

1.1) издание распоряжения (приказа) о проведении проверки;

1.2) согласование с органом прокуратуры внеплановой выездной проверки в случае, если получение такого согласования является обязательным;

1.3) уведомление о проведении плановой проверки не менее чем за 3 рабочих дня и не менее чем за двадцать четыре часа при внеплановой проверки до начала ее проведения любым доступным способом;

1.4) проверка начинается с предъявления служебного удостоверения  ознакомления лица, подлежащего проверке, с распоряжением о проведении проверки и иной информацией о проверке, представление которой является обязательной.

 

2) Проведение проверки:

2.1) обследование используемых лицами, подлежащими проверке, территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанным лицом грузов, производимых и реализуемых им товаров, результатов выполняемых ими работ, оказываемых услуг.

Выездная проверка проводится в случае, если при наличии основания для проведения проверки не представляется возможным путем документарного способа ее проведения:

2.1.1) определить полноту и достоверность сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении должностных лиц документах лиц, подлежащих проверке;

2.1.2) оценить соответствие деятельности лиц, подлежащих проверке, обязательным требованиям без соответствующего мероприятия по контролю, для проведения которого требуется организация выездной проверки.

 

3) Оформление результатов проверки

3.1) составление акта проверки;

3.2) вручение или направление акта проверки лицам, подлежащим проверке;

3.3) направление в орган прокуратуры копии акта проверки в случае, если для проведения выездной проверки требовалось согласование ее проведения органом прокуратуры.

4) Принятие мер по результатам проверки

4.1) выдача предписания лицу, подлежащему проверке, об устранении выявленных нарушений;

4.2) принятие мер по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

4.3) принятие мер по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

4.4) если при проведении проверки установлено, что деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или такой вред причинен, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, отзыва продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды, из оборота и довести до сведения граждан, а также других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей любым доступным способом информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения.

 

 

Результат проверки - установление фактов соответствия или несоответствия обязательным требованиям деятельности проверяемого лица, его действий (бездействия), производимых и реализуемых им товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг).

 

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в Управление Роспотребнадзора в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.

 

 

Принятие мер по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к административной ответственности осуществляется в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении лицам, признанным виновными в совершении административного правонарушения, назначается административное наказание (ст. 3.2 КоАП РФ).

Административное наказание может быть назначено в виде:

  • предупреждения;
  • административного штрафа;
  • административного приостановления деятельности.

Размер административного штрафа варьируется от 100 рублей до 1 000 000 рублей.

Управление Роспотребнадзора в рамках возложенных на него полномочий вправе составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, предусмотренных 75 составами согласно КоАП РФ.

 

В случае непредставления запрошенной информации в установленные сроки, а также при осуществлении препятствий или ином противодействии со стороны представителей проверяемого лица должностным лицам Управления Роспотребнадзора при проведении проверок, невыполнении их законных требований и т.п. должностные лица Управления Роспотребнадзора имеют право привлекать виновных к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ (Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)), органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)), ст. 19.4.1 КоАП РФ (Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок), ст. 19.7 КоАП РФ (Непредставление сведений (информации)).

 

 

Результат проверки может быть признан недействительным

Результаты проверки, проведенной контролирующим органом с грубым нарушением требований, установленных законом, к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, ИП обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим контролирующим органом или судом на основании заявления юридического лица, ИП.

 

 К грубым нарушениям относится:

1) отсутствие оснований проведения плановой проверки, а также нарушение срока уведомления о проведении проверки;

2) привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан и организаций;

3) отсутствие основания для проведения внеплановой выездной проверки;

4) нарушение порядка согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя);

5) нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства);

6) проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

7) требование документов, не относящихся к предмету проверки, а также превышение установленных сроков проведения проверок;

8) непредставление акта проверки;

9) проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок;

10) участие в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки.

  • нарушение сроков уведомления о проведении проверки

 

На что следует обратить внимание:

Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).

В распоряжении (приказе) указываются:

1) наименование органа государственного контроля (надзора);

2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

3) наименование юридического лица (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя), места нахождения юридических лиц (индивидуального предпринимателя) и места фактического осуществления ими деятельности;

4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

5) правовые основания проведения проверки;

6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

7) перечень административных регламентов;

8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

9) даты начала и окончания проведения проверки.

Заверенные печатью копии распоряжения вручаются под роспись руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений.

 

По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора) составляются следующие документы:

  • акт (2 экземпляра);
  • предписание (2 экземпляра);
  • протокол (2 экземпляра);
  • протокол отбора продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды (если отбирались пробы), а также делается соответствующая запись в журнале учета проверок.

 

Необходимо отметить, что проверяющий орган не вправе осуществлять проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случаев, если причиняется вред.

 

Должностные лица при проведении проверки обязаны:

1) соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;

2) проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя контролирующего органа о ее проведении в соответствии с ее назначением;

4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа о проведении проверки;

5) не препятствовать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

6) предоставлять юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

7) знакомить юридическое лицо или индивидуального предпринимателя с результатами проверки;

8) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды и т.п., а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;

9) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании предпринимателями;

10) соблюдать сроки проведения проверки;

11) не требовать от юридического лица или индивидуального предпринимателя документы, не относящиеся к предмету проверки;

12) перед началом проведения выездной проверки по просьбе предпринимателя ознакомить его с положениями административного регламента (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка;

13) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.

 

 

Обращаем Ваше внимание!

При проведении проверки юридические лица, индивидуальные предприниматели имеют не только права, но и обязанности!

 

Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны:

  • предоставить должностным лицам Управления Роспотребнадзора, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки;
  • обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц Управления Роспотребнадзора и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в здания, строения, сооружения, помещения, к оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.

 

Помимо проверок должностные лица Управления Роспотребнадзора обладают полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях и проведению административных расследований.

 

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КРФобАП) или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КРФобАП).

 

В соответствии со ст. 28.1 КРФобАП поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами Управления Роспотребнадзора достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

 

Административное расследование представляет собой комплекс процессуальных действий, требующих значительных временных затрат уполномоченных должностных лиц, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.

Порядок проведения административного расследования регулируется главой 28 КРФобАП.

Согласно ст. 28.7. КРФобАП административное расследование проводится, если после выявления административного правонарушения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат.

К перечню таких процессуальных действий следует отнести действия уполномоченного должностного лица, связанные например, с:

 - получением объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП, показаний потерпевшего и свидетелей (ст. 26.3 КРФобАП);

 - назначение экспертизы (ст. 26.4 КРФобАП);

 - отбор проб и образцов, необходимых для проведения экспертизы ( ст. 26.5 КРФобАП);

 - необходимость получения показаний специальных технических средств (ст. 26.8 КРФобАП);

 - направление в территориальные органы Управления и исполнение ими запросов и поручений (ст. 26.9 КРФобАП);

 - истребование сведений (ст. 26.10 КРФобАП);

- проведение осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.

 

Должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела. Истребуемые сведения должны быть представлены в трехдневный срок со дня получения определения. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме должностное лицо, вынесшее определение.

 

В настоящее время административное расследование возможно проводить не только после выявления административного правонарушения в области законодательства о защите прав потребителей, но и в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Административное расследование проводится на основании определения о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.

 

Административное расследование проводится либо по месту совершения административного правонарушения, либо по месту его выявления.

 

Срок административного расследования не может превышать одного календарного месяца с момента возбуждения дела об АП, включая выходные и праздничные дни.

В исключительных случаях срок административного расследования может быть продлен не более чем на один календарный месяц (ч. 5 ст. 28.7 КРФобАП).

Решение о продлении срока проведения административного расследования принимается в виде определения.

Копия определения о продлении срока проведения административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых проводится административное расследование, а также потерпевшему.

 

 По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении. Требования, предъявляемые к протоколу, об АП указаны в ст. 28.2 КРФобАП.

Самостоятельным процессуальным документом, по результатам рассмотрения дела об АП, является представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (далее — Представление).

Должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах должностному лицу, внесшему Представление.

Представление, выдаваемое в рамках административного расследования, следует отличать от предписания о прекращении нарушений, выдаваемого по результатам проведенной проверки.

       

Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области, осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил, как составной части осуществляемой ими деятельности, обязательного подтверждения соответствия продукции санитарно-эпидемиологическим требованиям в порядке, установленном законодательством о техническом регулировании.

 

Основным документом, регламентирующим деятельность в области санитарно-эпидемиологического благополучия, является Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

 

Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ) определены права и обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

 

 

Индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право (ст. 9 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ) :

 

получать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, санитарных правилах;

 

принимать участие в разработке федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

 

на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их имуществу вследствие нарушения гражданами, другими индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

 Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны (ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ):

  • Выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
  • Разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия;
  • Обеспечивать безопасность для здоровья выполняемых работ и услуг, а также продуктов и товаров при их производстве, транспортировке, хранении и реализации;
  • Осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий при выполнении работ и оказания услуг;
  • Проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства;
  • Своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы об аварийных ситуациях, остановках производства и пр., создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
  • Иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля среды обитания;
  • Осуществлять гигиеническое обучение работников.

 

 

Индивидуальные предприниматели, юридические лица и граждане, обеспечивают в обязательном порядке организацию и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 29 Федерального закона РФ № 52-ФЗ).

 

Производственный контроль (ст. 32 Федерального закона РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ):

  • Производственный контроль (в т. ч. проведение лабораторных исследований и испытаний), за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
  • Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами.
  • Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.

 

 

Обязательные медицинские осмотры (ст. 34 Федерального закона РФ
от 30.03.1999 № 52-ФЗ ):

  • В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры .

 

  • Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками.
  • Работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.
  • Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки

 

 Гигиеническое воспитание и обучение (ст. 36 Федерального закона РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ ).

 

  1. Гигиеническое воспитание и обучение граждан обязательны, направлены на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни.
  2. Гигиеническое воспитание и обучение граждан осуществляются: при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.

 

 

За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица вследствие нарушения санитарного законодательства, подлежит возмещению гражданином или юридическим лицом, причинившими вред, в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

 

 Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору (ст .4 Закона № 2300-1).

 

 Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке (ст .7 Закона № 2300-1).

 

 Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство.

 Данная информация, должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя) (ст. 9 Закона № 2300-1).

 

 Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (ст. 10 Закона № 2300-1).

 

 Режим работы государственных, муниципальных организаций торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей устанавливается по решению соответственно органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

 Режим работы остальных организаций, осуществляющих деятельность в сферах торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, а также индивидуальных предпринимателей устанавливается ими самостоятельно.

 Режим работы продавца (исполнителя) доводится до сведения потребителей и должен соответствовать установленному (ст. 11 Закона № 2300-1).

 

 В развитие Закона № 2300-1 разработаны «Правила продажи отдельных видов товаров», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, которые регулируют отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.

 

Продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию (п. 7 Правил).

 

 При продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов:

- сертификат или декларация о соответствии;

- копия сертификата;

- товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям.

Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя с указанием его адреса и телефона (п.11 п.12, п. 15 Правил).

 

Продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника (п. 19 Правил).

 

 

В статье 18 Закона № 2300-1 закреплены права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества.

Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

 

- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

 

- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

 

- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

 

- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

 

- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

 

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Установлена имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги) - вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме (ст. 14 Закона № 2300-1).

 

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

 

- обнаружение существенного недостатка товара;

 

нарушение установленных Законом № 2300-1 сроков устранения недостатков товара;

 

- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

 

Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации. (от 10.11.2011 № 924).

 

Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки (ст. 25 Закона № 2300-1).

 

 

В соответствии со ст. 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) и п. 5 ст. 40 Закона № 2300-1 Управление Роспотребнадзора может быть привлечено судом к участию в деле или вступить в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

 

В случае реализации права на судебную защиту потребитель может обратиться в суд с заявлением о привлечении Управления Роспотребнадзора, как уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей, для дачи заключения по гражданскому делу в целях защиты прав потребителей (при подаче иска потребителем это достигается посредством изначального включения государственного органа в состав участников дела, после возбуждения соответствующего гражданского дела – отдельно заявленным ходатайством). Заключение по делу может быть представлено Управлением Роспотребнадзора только до принятия решения судом первой инстанции.

 

Управление Роспотребнадзора вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей (ст. 46 Закона № 2300-1).

 

 

 

 

 

Перечень нормативно-правовых актов в сфере защиты прав потребителей

 

В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон № 2300-1) отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ), Законом № 2300-1, а также принимаемыми в соответствии с ними иными федеральными законами и правовыми актами РФ.

 

Постановление Правительства РФ от 18.05.2005 № 310
"Об утверждении Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи"

 

Постановление Правительства РФ от 17.11.1994 № 1264 "Об утверждении Правил по киновидеообслуживанию населения"

 

Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации"

 

Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 № 505 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг"

 

Постановление Правительства РФ от 10.09.2007 № 575 "Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи"

 

Постановление Правительства РФ от 23.01.2006 № 32 "Об утверждении Правил оказания услуг связи по передаче данных"

 

Постановление Правительства РФ от 06.06.2005 № 353 "Об утверждении Правил оказания услуг связи проводного радиовещания"

 

Постановление Правительства РФ от 25.05.2005 № 328 "Об утверждении Правил оказания услуг подвижной связи"

 

Постановление Правительства РФ от 15.04.2005 № 222 "Об утверждении Правил оказания услуг телеграфной связи"

 

Постановление Правительства РФ от 15.04.2005 № 221 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи"

 

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"

(вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")

 

Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом"

 

Постановление Правительства РФ от 18.07.2007 № 452 "Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта"

 

Постановление Правительства РФ от 17.11.2001 № 795 "Об утверждении Правил оказания услуг автостоянок"

 

Постановление Правительства РФ от 21.07.1997 № 918 "Об утверждении Правил продажи товаров по образцам"

 

Постановление Правительства РФ от 11.04.2001 № 290 "Об утверждении Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств"

 

Постановление Правительства РФ от 06.02.2003 № 72 "Об утверждении Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте"

 

Постановление Правительства РФ от 06.08.1998 № 898 "Об утверждении Правил оказания платных ветеринарных услуг"

 

Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 № 1025 "Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации"

 

Постановление Правительства РФ от 25.04.1997 № 490 "Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации"

 

Постановление Правительства РФ от 06.06.1998 № 569 "Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами"

 

Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг"

 

Перечень законов, регулирующих вопросы защиты прав потребителей, весьма обширен. Однако основополагающими нормативными правовыми актами в данной сфере являются Гражданский кодекс РФ и Закон РФ «О защите прав потребителей».

 

 

 

 

перечень нормативно-правовых актов при осуществлении государственного контроля

 

за предприятиями общественного питания:

 

- Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

- Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

- Федеральный закон от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;

- Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;

- Федеральный закон от 22.11.1995. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»;

  • Федеральный закон от 10.07.2001 № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака»;
  • «Правила продажи отдельных видов товаров», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55;
  • «Правила оказания услуг общественного питания», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036;
  • Приказ МЗ и СР № 302-н от 11.04.2011 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядке проведения этих осмотров (обследований) и Порядка проведенияобязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и опасными условиями труда»;
  • Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю);

- СП 2.3.6.1079-01 ««Санитарно–эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»;

- СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»;

- СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов»;

- СанПиН 2.2.1./2.1.1.2361-08 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;

- СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно – противоэпидемических (профилактических) мероприятий», Изменения № 1 СП 1.1.2193-07 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно – противоэпидемических мероприятий»;

- СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов»;

- СП 3.5.3.1129-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации»;

- СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений»;

- СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»;

- СН 2.2.4./2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки»;

- СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»;

- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278 - 03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий»;

- СанПиН 2.2.0.556-96 «Гигиенические требования к условиям труда женщин»;

- СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту»;

- СП 2.2.1.1312-03 «Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий»;

- СанПиН 2.1.7.1322-03» Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»;

- СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности»;

- СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих».

 

 

 

 

 

 

перечень нормативно-правововых АКТОВ при осуществлении государственного контроля

 

за предприятиями торговли пищевыми продуктами:

 

- Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

- Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

- Федеральный закон от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;

- Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;

- Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»;

  • Федеральный закон от 10.07.2001 № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака»;
  • «Правила продажи отдельных видов товаров», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55;
  • Приказ МЗ и СР № 302-н от 11.04.2011 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядке проведения этих осмотров (обследований) и Порядка проведенияобязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и опасными условиями труда»;
  • Санитарные правила СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»;
  • Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю);

- СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов»;

- СанПиН 2.2.1./2.1.1.2361-08 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;

- СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно – противоэпидемических (профилактических) мероприятий», Изменения № 1 СП 1.1.2193-07 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно – противоэпидемических мероприятий»;

- СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов»;

- СП 3.5.3.1129-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации»;

- СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений»;

- СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»;

- СН 2.2.4./2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки»;

- СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»;

- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278 - 03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий»;

- СанПиН 2.2.0.556-96 «Гигиенические требования к условиям труда женщин»;

- СанПиН 2.1.7.1322-03» Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»;

- СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности»;

- СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих».