В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»
Статья 6. Федеральный государственный пожарный надзор
Федеральный государственный пожарный надзор осуществляется:
- органами государственного пожарного надзора, находящимися в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в том числе государственными учреждениями указанного федерального органа исполнительной власти;
- на объектах федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, на объектах, занимаемых войсками национальной гвардии Российской Федерации, - подразделениями указанных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и соответствующих органов управления, а также их государственными учреждениями.
Предметом федерального государственного пожарного надзора являются:
- соблюдение организациями и гражданами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми организации и граждане владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности;
- соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
ПАМЯТКА
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Под пожарной безопасностью в российском законодательстве понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Соблюдение правил пожарной безопасности, бесспорно, не пустая формальность или способ избежать штрафов и иных санкций, а жизненно важная необходимость и обязанность всех граждан и организаций. И индивидуальный предприниматель не исключение.
Общие положения в области пожарной безопасности в Российской федерации определены Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 69-ФЗ);
Техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой (ст. 4 ФЗ -123):
- установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации;
- правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности;
- правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся:
- Национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона;
- Стандарты организаций, содержащие требования пожарной безопасности, а также специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Профилактический визит МЧС для предпринимателей — это мероприятие, направленное на информирование о способах соблюдения обязательных требований законодательства. Также оно помогает устранить условия, причины и факторы, способные привести к их нарушению.
Визит может быть:
- Обязательным. Для него есть определённые причины, предусмотренные законодательством. Например, наступление даты, утверждённой для планового профизита, начало нового вида деятельности, событие, внесённое в программу проверок, получение поручения Президента РФ или Правительства РФ. От обязательного профилактического визита владелец объекта отказаться не может.
- Инициированным владельцем объекта. Владелец подаёт заявку на едином портале государственных и муниципальных услуг Российской Федерации в установленной форме. МЧС рассматривает заявление и согласует дату визита.
В ходе визита инспектор может:
- доносить до владельца объекта требования по обеспечению пожарной безопасности;
- оценивать, как именно эти требования соблюдаются. В том числе запрашивать документы, брать образцы, проводить испытания, экспертизу.
По итогам профилактического визита не могут выдаваться предписания об устранении нарушений. Разъяснения носят рекомендательный характер.
К ответственности за нарушение требований пожарной безопасности могут привлечь лицо, в действиях которого обнаружен состав соответствующего административного правонарушения или преступления.
Административную ответственность несут организации, нарушающие правила пожарной безопасности, индивидуальные предприниматели, должностные лица и граждане (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ).
При этом в качестве должностного лица могут привлечь как руководителя организации-нарушителя, так и работника, ответственного за пожарную безопасность. Именно эти лица обязаны организовать и обеспечить выполнение юридическим лицом требований пожарной безопасности. Поэтому в случае совершения правонарушения в области пожарной безопасности они несут административную ответственность как должностные лица. Такой вывод можно сделать из примечания к ст. 2.4 КоАП РФ.
Надо учитывать, что сотрудник, ответственный за пожарную безопасность, не всегда может выполнить требования закона самостоятельно. Поэтому чаще наказывают именно руководителя организации. Но может сложиться ситуация, когда и ответственный сотрудник, и руководитель, и юридическое лицо будут одновременно привлечены к административной ответственности (пп. 18 подраздела 1.2 Докладов, утвержденных МЧС России 16.10.2017).
К уголовной ответственности, в отличие от административной, можно привлечь только физическое лицо (ст. ст. 19, 219 УК РФ). Им может оказаться и руководитель организации, и лицо, ответственное за противопожарную безопасность, если в их действии (бездействии) есть состав преступления. Главное, чтобы виновник был лицом, на которое возложена обязанность исполнять (постоянно или временно) правила пожарной безопасности (п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 05.06.2002 № 14).
Основной вид наказания за нарушение правил пожарной безопасности - штраф. В определенных случаях вместо штрафа юрлицу и ИП может быть назначено административное приостановление деятельности. Основная норма, предусматривающая административную ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, - ст. 20.4 КоАП РФ. Кроме того, штрафы предусмотрены за нарушение требований пожарной безопасности в лесах и на транспорте (ст. ст. 8.32, 11.16 КоАП РФ).
Вы можете обойтись предупреждением за нарушение требований пожарной безопасности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, если при этом (ч. 2 ст. 3.4, ч. 3.5 ст. 4.1 КоАП РФ):
- нарушение совершено впервые;
- имущественный ущерб никому не причинен;
- нет вреда (в частности, жизни и здоровью людей, окружающей среде) и угрозы его причинения;
- нет угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций.
Штраф заменят предупреждением также при привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, если правонарушение выявлено в ходе государственного контроля (надзора), муниципального контроля, совершено впервые и при определенных обстоятельствах (ч. 2 ст. 3.4, ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ).
Административное приостановление деятельности юрлица, ИП на срок до 30 суток возможно в следующих случаях (ч. 2.1, 6 ст. 20.4 КоАП РФ):
- повторно нарушены требования пожарной безопасности на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, например не обеспечена работоспособность или исправность противопожарного водоснабжения, электроустановок, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации;
- из-за нарушения требований пожарной безопасности возник пожар и уничтожено или повреждено чужое имущество либо причинен легкий или средней тяжести вред здоровью человека.
Если в результате нарушения возник пожар и причинен тяжкий вред здоровью человека или смерть, то возможно административное приостановление деятельности юридического лица на срок до 90 суток (ч. 6.1 ст. 20.4 КоАП РФ).
|
Нарушение |
Субъект ответственности |
Штраф, руб. |
|
Нарушение требований пожарной безопасности (кроме нарушений пожарной безопасности в лесах и на транспорте) (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ) |
Гражданин |
5 000 - 15 000 |
|
Должностное лицо |
20 000 - 30 000 |
|
|
ИП |
40 000 - 60 000 |
|
|
Юрлицо |
300 000 - 400 000 |
|
|
Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима (ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ) |
Гражданин |
10 000 - 20 000 |
|
Должностное лицо |
30 000 - 60 000 |
|
|
ИП |
60 000 - 80 000 |
|
|
Юрлицо |
400 000 - 800 000 |
|
|
Повторное нарушение определенных требований пожарной безопасности на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска (ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ) |
Гражданин |
12 000 - 20 000 |
|
Должностное лицо |
30 000 - 60 000 |
|
|
ИП |
60 000 - 80 000 |
|
|
Юрлицо |
400 000 - 800 000 |
|
|
Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее (ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ): - возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества; - причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека |
Гражданин |
40 000 - 50 000 |
|
Должностное лицо |
80 000 - 100 000 |
|
|
ИП |
90 000 - 110 000 |
|
|
Юрлицо |
700 000 - 800 000 |
|
|
Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее (ч. 6.1 ст. 20.4 КоАП РФ): - возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека |
Юрлицо |
1 000 000 - 2 000 000 |




